Не бейте пса!
Как то, за что сейчас дают статью за вандализм, через 700 лет превращается в культурное наследие.
Церковь Спаса на Нередице и её граффити XIII века.
Церковь Спаса на Нередице возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Традиционно считалось, что была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Однако Ростислав умер 20 июня 1198 года, тогда как церковь была заложена 8 июня. Изяслав и Ростислав были перезахоронены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря 15 июля «по сорочинах» Изяслава, то есть спустя 40 дней после его смерти. Изяслав умер приблизительно 4-5 июня, то есть церковь была заложена в его память.
В 1199 году стены церкви были украшены фресками. Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной так потому, что она была не в ряду города, а за чертою Словенского конца»[6]. Эта местность включала, в частности, и ту территорию, на которой была воздвигнута церковь.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала до 30-х годов XX века.
Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Николаем Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили диплом и бронзовую медаль.
Кроме фресок, на стенах церкви обнаружены граффити.
С августа 1941 года Нередица оказалась на линии огня вражеской артиллерии. В результате длившегося более двух лет обстрела здание превратилось в руину. Основная часть фресок оказалась погребённой под завалами.
Не только фрески храма являются культурным достоянием, не меньшую ценность представляют и граффити, выполненные прямо на фресках, и датируемые XII-XIII веками! Некоторые участки покрыты ими полностью, но при этом авторы надписей были крайне аккуратны и никогда не писали на самих изображениях Святых. Эти надписи и рисунки являются несомненным показателем повсеместной грамотности населения домонгольской Руси.
И сейчас люди пишут на стенах, но в средневековье все эти надписи были молитвенного или поминального характера. Самая распространенная надпись была, конечно: «Господи, помоги рабу твоему …» и указывалось имя, а иногда и без имени.
Например, на фото ниже верхняя надпись гласит: «Господи, помози рабу своему Матфею». Автор граффити написал «Матфе…», а дальше уже находится фигура Святой и он, чтобы не задевать образ, перенёс последнюю букву на следующую строку.
Там же еще одна надпись, представляющая большой интерес:
«НЕПОУСЕЧЪ
ПѦСУ»
На первый взгляд это не имеет никакого смысла. Рассказывают, что болгары, будучи в храме на экскурсии, сказали, что по-болгарски это означает – «не бейте пса», что уж совсем странно.
Но, если мы разделим надпись на слоги, то увидим, что это первые слоги дней недели:
НЕ – неделя (так в старину называли воскресенье);
ПО – понедельник;
У (в диалектном У) – вторник;
СЕ – среда;
ЧЪ – четверг;
ПѦ – пятница;
СУ – суббота.
Здесь же, ниже, мы видим фигуру бегущего воина, выполненную твёрдой рукой художника.

https://www.ostashkov.ru/foto/album-25112/


Ссылка на фото