Сподобился я переснять мою коллекцию старинных фотографий, сделанных в XIX - начале XX-го веков, кои и выставляю на всеобщее обозрение достопочтенной публике нашего форума. По возможности буду приводить факты из биографий фотографов этого периода, дабы публике интереснее было.
Ссылка на альбом http://www.ostashkov.ru/foto/album-24157/
Автор этой фотографии В. Соловьёв. Фотоателье В.Н. Соловьева работало в начале 20-го века в городе Торжке. Располагалось на углу Воздвиженской и Набережной в собственном доме.
Фотография И. Курбатов Большая Лубянка, д. Князя Голицына № 62 близ Софийки Москва. Ателье существовало с 1877 года. Первым владельцем был Иван Фролович Курбатов.
Сменило несколько адресов. Где находилось в самом начале, неизвестно (просто нет сведений).
О первом адресе известно с 1885 года, когда фотограф дал объявление в «Московском листке». Это Большая Лубянка, дом князя Голицына, в то время дом № 62, близ Софийки (как написано на паспарту). На Тверскую, в дом Мятлева ателье переехало в конце 1880-х.
В 1899 году сменился владелец: ателье перешло к Софье Николаевне Курбатовой.
В 1901 году, когда дом Мятлева был куплен Бахрушиными и началась его перестройка, ателье переместилось в дом Шеппинг у Тверских ворот (вот про этот дом ничего не знаю).
А затем, к 1903 году, разместилось в доме Базыкина на углу Тверской и Большой Бронной. Здесь фотография работала до 1920-х. http://niernsee.livejournal.com/48630.html
Фотография из ателье К.К.Буллы, Санкт-Петербург. Время съёмки ориентировочно 1916-1917 год, когда изменилась обратная сторона паспарту К.К.Буллы, после того, как Карл Карлович передал своё дело сыновьям. Самое известное ателье Санкт-Петербурга.
Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла; нем. Carl Oswald Bulla; 26 февраля 1853/1855—2 декабря 1929) — владелец фотоателье в Санкт-Петербурге, вошедший в историю как «отец российского фоторепортажа».
Родился в немецкой семье в прусском местечке Леобшютц, но работал почти исключительно в Петербурге. В 1875 году Карл Булла открыл свое собственное фотоателье, которое в начале XX века помещалось в здании Пассажа на Невском.
Семейство Булла. Карл Булла справа. 1916 год.
Ещё в 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза.
С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи.
В 1906—08 годах Карл Булла приобретает фотоателье на Невском, 54. В данном помещении сейчас располагается действующий фотосалон, принадлежащий другим хозяевам — «Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы». Здесь работает небольшой музей и проводятся выставки. Перед зданием ателье Буллы на Малой Садовой установлен Памятник петербургскому фотографу.
После 1916 года Карл Булла передал свое фотографическое дело сыновьям — Александру и Виктору, а сам поселился на острове Эзель. Там же он и умер в 1929 году. В доме, где он жил, позже находилась поселковая школа с библиотекой. https://ru.wikipedia.org/wiki/Булла,_Карл_Карлович
Современные адреса мастерских К.К. Буллы:
1893—1895 Казанская улица, дом 17
1896—1897 набережная канала Грибоедова, дом 66
1898—1904 Садовая улица, дом 61
1902—1907 Невский проспект, дом 48
1908—1917 Невский проспект, дом 54
Крестьянин Максим Андреевич Андреев в июне 1879 совместно с Емельяном Феофановым открыл фотоателье «Андреев и Феофанов» в доме 14 на Вознесенском проспекте. В декабре 1882 года владельцем мастерской в этом доме стал Станислав Савицкий.
В сентябре 1882 года открыл фотоателье в доме 13/3 на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка. В дом, где ранее работала мастерская Павла Васильевича Смирнова.
В справочнике на 1892 год Виктор Наполеонович Пашук упоминается как владелец мастерской в этом доме. https://stereoscop.ru/photograph/
Фотография Г.Ф. Локке в Казани. Коммисионер Императорского Казанского университета. Время съёмки 1872-1878-е г.г., так как в 1878 году он получил очередные медали, которые появились на более поздних паспарту.
Иван Львович Львов, крестьянин; фотограф, владелец «Петербургской фотографии»; член РФО с 1896 г.
Иван Львов, крестьянин деревни Кушниково Тверской губернии, Старицкого уезда, Братковской волости, купил фотоателье у фотографа-земляка Ивана Федоровича Иванова. «Петербургская (или Санкт-Петербургская. — Авт.) фотография» находилась в Яузской части 1-го квартала, в доме Силина. Свидетельство № 684 на право работы было получено 13 апреля 1874 г. [1]
С 9 августа 1877 г. «Петербургская фотография» работала уже в Яузской части 4-го квартала, в доме Кулакова [2].
В 1880-е гг. (год точно не установлен) фотография переведена в Рогожскую часть 1-го квартала, в дом церкви Николая Чудотворца. На обороте бланков печатался следующий рекламный текст: «Петербургская фотография. Швивая горка, д. ц. св. Николы что в Болвановке». По этому адресу фотоателье находилось до 1904 г.
С 1905 г. фотографическое заведение разместилось в доме Львова. «Швивая горка, собственный дом», — сообщалось на обороте бланков. В 1909-1910 гг. адрес был такой: Таганка, дом Львова; в 1911-1912 гг. — Швивая горка, дом Пенкина.
С 1913 г. владелицей «Петербургской фотографии» стала Анна Афанасьевна Львова, которая опубликовала следующий адрес: Николо-Болвановская, дом № 2, тел. 417-30 [3].
В последний раз адрес фотоателье промелькнул в 1916 г. [4] В 1920-х гг. фотографии уже не существовало.
Фотограф Л. Вольф, Санкт-Петербург. Фотография сделана в период 1872-1883 г.г.
Леопольд Вульфович Вольф летом 1866 года стал владельцем Первоначальной Английской фотографии в доме 20 на Большой Мещанской улице. Ранее мастерская принадлежала А. Б. Веррьеру.
Реклама фотоателье Л.В. Вольф
«Голос» №281 от 11 октября 1866 года.
В 1872 году Абрам Ильич Ясвоин стал владельцем фотоателье в этом доме.
Вскоре Леопольд Вольф открыл мастерскую в доме 38/4 на углу Невского проспекта и Михайловской улицы.
В 1883 году владельцем фотоателье в этом доме стала Брунгильда Вольф. https://stereoscop.ru/
Иосиф Иванович Грибов, фотограф; Михаил Иосифович Грибов, фотограф, член РФО с 1895 г., владельцы «Русской фотографии»
Бывший дворовый человек И.И. Грибов, уроженец села Ржавец Старо-Оскольского уезда Курской губернии, настолько овладел искусством снимать великолепные портреты, что в декабре 1877 г. из города Воскресенска Московской губернии перебрался в Москву.
С 10 декабря 1877 г. Грибов — владелец фотографического заведения в Тверской части 4-го квартала, на Моховой улице, в доме Коха, близ Газетного переулка, рядом с аптекой И.П. Лемана [1].
Конкуренция других сорока шести фотографических заведений оказалась Грибову не страшна: к 1882 г. он выполнял фотографические работы для Московского общества врачей и готовился к Фотографической выставке 1882 г. В ателье рядом с ним работала его жена — Дарья Григорьевна и вникал в дела подрастающий сын Михаил.
На выставку 1882 г. в Москве Иосиф Грибов представил «виды местности с изображением производственных работ (большого размера — сант. 45 в квадрат)», как писал журнал «Фотограф» (1882. № 7. С. 185).
Иосиф Иванович Грибов был членом VII отдела Императорского Русского технического общества.
С 21 мая 1886 г. начал работать филиал ателье Грибова в городе Богородске [2]. К концу 1880-х гг. он стал владельцем «Русской фотографии» на Волхонке, в доме Кирьяковой, № 7.
После смерти И.И. Грибова в 1890 г. делами ателье заправляла Д.Г. Грибова. В деловых бумагах она указывала, что «заведение принадлежит от отца сыну Грибовой, мещанину Михаилу Грибову, находящемуся под ее попечительством» [3].
С 1895-1896 гг. владельцем «Русской фотографии» стал Михаил Иосифович Грибов, хотя в рекламах еще мелькало и имя Дарьи Григорьевны. С 1899 г. он полноправный хозяин фирмы. На обороте бланков с конца 1880-х гг. и до 1900 г. указывался адрес: Волхонка, дом Кирьяковой, № 7; с 1901 г. — Волхонка, дом Котова, № 7 [4]. С 1905 г. в рекламе указывался номер телефона.
В 1910 г. ателье переехало на Большую Лубянку, в дом Ивановского монастыря, № 18. В 1911 г. в рекламном тексте, наряду с адресами, указывалось: «Придворный фотограф».
1914-й — последний год работы фотографа Михаила Иосифовича Грибова.
Фотографическое наследие мастера значительно и интересно. В конце XIX в. он снимал виды Москвы. В 1898 г. выполнял серию снимков о приезде в Москву царя Николая II. В 1902 г. издал фотографический альбом «Большие маневры под Курском». Снимал парад войск в высочайшем присутствии на Театральной площади 11 апреля 1903 г.; юбилейные торжества в Петербурге; их императорских величеств в царской палатке у памятника Петру Великому в мае 1903 г.; в июле 1903 г. сделал фоторепортаж о пребывании императора и императрицы в Саровской пустыне.
В 1904 г. М.И. Грибов снимал траурную процессию похорон А.П. Чехова. Издал альбом фотографий «Наводнение Москвы весной 1908 г.». Плоты, лодки, извозчики, перевозящие жителей по затопленным улицам, очереди на перевоз и т.д. — все это запечатлел фотограф на своих снимках. В конце альбома была приложена панорама наводнения, снятая с Воробьевых гор.
Многие фотографии Грибова были опубликованы в журнале «Искры» — иллюстрированном художественно-литературном журнале, в котором Михаил Иосифович работал «специальным фотографом».
Фотопортретное наследие Грибова значительно и сохранилось до наших дней. http://oldcancer.narod.ru/photohistory/Shipova1.htm#G07
Франц Осипович Опитц (1838 — ?), классный художник; фотограф; член РФО с 1894 г.
Франц Опитц — ученик Императорской Академии художеств с 1857 по 1867 г.; в 1867 г. получил звание классного художника 3-й степени («живописец пейзажный») .
С 1882 г. по 30 апреля 1886 г. совместно с Р.Ю. Тиле содержал фотоателье под названием «Тиле и Опитц», которое располагалось в доме Гагарина на Кузнецком мосту. 30 апреля 1886 г. оно было закрыто. Художник Опитц принял на себя все заведение и перевел его в помещение фотографии А. Эйхенвальда, находящейся в Пассаже Попова на Кузнецком мосту» . Там и работал до июля 1887 г., пока не подыскал подходящего здания.
6 августа 1887 г. Опитц пригласил посетителей в свое новое ателье: «Честь имею довести до всеобщего сведения об открытии мною фотографии. Принимаются заказы на всевозможные фотографические работы. Специальность — снятие копий со всевозможных старых испорченных оригиналов. Причем честь имею известить, что все негативы, снятые в фотографии бывшей фирмы „Тиле и Опитц“ (на Кузнецком мосту, дом кн. Гагарина), находятся у меня и принимаются по ним заказы, а также за всеми готовыми по невзятии еще заказами той же фирмы, покорнейше прошу обращаться исключительно в мое фотографическое заведение на Петровке, в дом г-жи Самариной, против Петровского монастыря», — обратился художник со страниц «Московских ведомостей».
Долгие годы ателье находилось на Петровке, в доме Самарина, № 25. В 1906 г. хозяином заведения стал преемник Франца Осиповича Опитца — Дмитрий Никанорович Карелин (член РФО с 1904 г.) [4], который был его владельцем до 1917 г. Заведение располагалось по тому же адресу и называлось в честь прежнего владельца «Опитц».
Фотографий работы Ф.О. Опитца сохранилось большое количество. Портреты, выполненные им, ценил А.П. Чехов. http://oldcancer.narod.ru/photohistory/Shipova3.htm#O01