Страница 1 из 7 1 2 3 4 5 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 63
  1. Музыка войны: с Богом, Верой и штыком

    Там, где переходы и завалы,
    Ржавая колючка на столбах,
    Умирали наши запевалы
    С недопетой песней на губах…

    «С крестом в руке священника,
    с развернутыми знаменами и
    громогласной музыкой я взял Измаил»
    (А.В.Суворов)


    Хотим мы того, или нет, но в настоящее время тема войны так или иначе присутствует в нашем информационном пространстве. Как часто бывает в такие времена, интерес к российской военной истории возрастает. И это хорошо потому, что свою историю надо знать. Я хочу в этой ветке коснуться лишь одного специфического, но прочно связанного с военной культурой аспекта – военной музыки (т.е. музыки «прикладной»). Надеюсь коротко обозначить ее историческую роль в армейской жизни и расставить кое-какие акценты. Почему сейчас, с чего бы это? А получилось так. Не так давно я начала работу над очередным благотворительным проектом связанным с этой темой, и не на шутку увлеклась. По мере погружения в материал нахожу так много интересного, что не могу не поделиться с участниками форума, в первую очередь с теми, кто интересуется военной историей России. Возможны лирические отступления. Девочки поймут, а мальчики пусть потерпят. Договорились?

  2. С чего начать? Древних образцов я касаться не буду, хотя песнь о вещем Олеге через творчество Пушкина пришла к нам именно оттуда.

    Военная музыка 18-20 веков - это два направления:
    ВОЕННО-ОРКЕСТРОВАЯ музыка и ПЕСНИ.

    Песни – это тема необъятная и требует ряда комментариев, о песнях позже.
    Сначала кое-что об оркестровой музыке. (Какая ж армия без Военного оркестра? Они и в мирной жизни были центрами культурной жизни, играли в парках, на праздниках и т.д.)

    Указом Петра I с 1722 года каждому полку предписывалось иметь свой оркестр. Следствием чего (через некоторое время) явилось предписание о необходимости всем полкам иметь собственный марш. Еще позднее это был уже не один обязательный марш, а несколько – марши строевые, торжественные, встречные. Мой любимый и один из известнейших – Марш лейб-гвардейского Преображенского полка. До 1725 года он даже был неофициальным (петровским ) гимном России, а с 1856 г. по октябрь 1917 г. в « исполнении» курантов на Спасской башне Кремля он ежедневно звучал в 12 и 18 часов (в 15 и 21 час исполнялся гимн Д.С. Бортнянского "Коль славен наш Господь в Сионе", тоже был очень распространен в армии и одно время являлся гимном России).

    Справка:

    Преображенский лейб-гвардии полк один из двух первых полков русской гвардии (еще был Смоленский), отличившийся во многих сражениях и боях. Сформирован Петром 1 в 80-х г.г. 17 века (по др. данным в начале 90-х) из потешных войск, размещавшихся в селе Преображенском под Москвой. Звание лейб-гвардейского получил в 1700 г. При Петре готовил офицерские кадры для армейских полков регулярной русской армии. Участвовал в Северной войне 1700-1721, Персидском походе Петра, русско-турецких войнах 1735-39 и 1877-78 г.г., в войнах с Наполеоном в 1806-1807, Отечественной Войне 1812-14 г.г., в Первой мировой войне. Награжден Георгиевским знаменем с особыми надписями и Андреевской юбилейной лентой. Личный состав имел особые надписи на головных уборах. Расформирован в 1918 г.)
    Последний раз редактировалось МУРА; 08.04.2016 в 00:08.

  3. Интересно, что марш Преображенского полка стал настолько универсальным, что исполнялся в разных темпах, продиктованных военной необходимостью, и в разных ситуациях. Сейчас он считается церемониальным и звучит при разводе караула в Кремле, под его музыку начинается «конная карусель» на Соборной площади. Этот темп соответствует церемониальному шагу = 80 шагов в минуту. Особенности музыки марша обусловлены скоростью передвижения. Существует понятие «русский шаг» - 100 шагов в минуту. В этом темпе двигались солдаты на марше, в далеких переходах, это принятый в России еще в 18 веке строевой шаг. Европейские солдаты ходили чуть медленнее. А Суворов считал, что именно такой шаг не позволяет потерять бодрости в походе. А при наступлении темп увеличивался до 120 шагов. Так вот, мы подошли к теме ТАРАННО-ШТЫКОВОЙ АТАКИ, где нашли свое применение специальные марши. Например, сохранилась запись Скорого марша «Атака пехоты» 1911 года в исполнении оркестра 106 Уфимского полка.
    Еще в 1812 году под Бородино и в 1813 под Лейпцигом мы ходили в атаку колонной, а вот в 1887 году под Плевной уже рассыпным строем. Но везде атака начиналась с марша и шла под него, это был такой организующий и поддерживающий фактор. За 300 метров до противника темп ускорялся, за 200 метров – ускорялся еще больше, и пехота неслась вперед, как бы желая сойтись «грудь с грудью» с противником. Считалось, что 120 шагов в минуту «делали соколом любого солдата».

    Справка (все справки взяты из военных энциклопедий, не из интернета).
    Штык – колющее и режущее холодное оружие, укрепляемое на дульной части ствола винтовки, карабина, ружья, автомата для рукопашного боя. Появился в середине 17 века и тогда назывался «байонетом» (багинетом). Представлял собой нож (укороченное копье), рукоятка которого ВСТАВЛЯЛАСЬ В СТВОЛ, не допуская стрельбы. Но в конце 17 века стали употреблять трубку, которая ОДЕВАЛАСЬ на дульную часть ствола и позволяла производить заряжание и стрельбу с примкнутым штыком. Различают штыки ГРАНЕНЫЕ и КЛИНКОВЫЕ, ОТЪЕМНЫЕ И НЕОТЪЕМНЫЕ, ШТЫК-НОЖ.
    Вообще их было много разных – штык-тесак 1843 г. к литтихскому к штуцеру, штык-ятаган второй половины 19 века, штык-сошка к винтовке АВС-36 (СССР), штык игольчатый четырехгранный к русской винтовке 1891г. и масса штыков 20 века к винтовкам от Маузера до Арисаки и М-16. Но это уж идите в интернет или в военную литературу.

  4. Аватар для Ikra
    Москва
    Сообщений
    37,197
    Благодарностей: 17006
    МУРА, немедленно пошла искать марш Преображенского полка, и наткнулась на интересное видео, под которое он подложен. Цветное (!) кино про царя, как он принимал парады у полка, ну и современный тому времени антураж... Не могу привыкнуть к тому, что цветное кино было уже тогда!



    Спасибо за тему, очень интересно! Оказывается, и слова есть:

    Знают турки нас и шведы
    И про нас известен свет
    На сраженья, на победы
    Нас всегда сам Царь ведет

    C нами труд Он разделяет
    Перед нами Он в боях
    Счастьем всяк из нас считает
    Умереть в Его глазах

    Славны были наши деды
    Помнит их и швед, и лях
    И парил орел победы
    На Полтавских на полях

    Знамя он полка пленяет
    Русский штык наш боевой
    Он и нам напоминает,
    Как ходили деды в бой.

    Гордо штык четырехгранный
    Голос чести не замолк
    Так пойдем вперед мы славно
    Грудью первый русский полк

    Государям по присяге
    Верным полк наш был всегда
    В поле брани не робея
    Грудью служит он всегда

    Преображенцы удалые
    Рады тешить мы царя
    И потешные былые
    Славны будут век Ура!

    Извини, что не удержалась Просто хотела немедленно поделиться своим удивлением про цветные кинокадры.
    Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что вы слышите...
    (Оскар Уайльд)

  5. Истина не рождается из истины. Истина рождается из ошибок.

  6. Сказали спасибо: МУРА
  7. Цитата Сообщение от МУРА Посмотреть сообщение
    и масса штыков 20 века к винтовкам от Маузера до Арисаки и М-16
    У меня есть штык-нож от Маузера 98. Эхо войны.
    Истина не рождается из истины. Истина рождается из ошибок.

  8. Сказали спасибо: МУРА
  9. Аватар для ЛенаО
    Москва, Балашиха, Серпухов
    Сообщений
    4,971
    Благодарностей: 1396
    Когда то, когда я еще работала на программах "Служу России" и "Служу Отечеству" - были такие на Первом и на России, я делала сюжет о военном мундире русской и советской армии. Оказалось, что это увлекательнейшая тема. Музей военной формы и обмундирования в подмосковном городке Бахчиванджи - на удивление богатая коллекция по этой тематике. Много чего приходилось снимать , но этот сюжет остался в памяти как один из самых ярких. Жаль, что этот музей закрытый объект МО. Экскурсии там очень редкие, по предварительной договоренности. Тогда были. Сейчас, даже не знаю, что с этим музеем происходит.
    Скажи мне что нибудь, я хочу тебя увидеть...

  10. Сказали спасибо: VIA, МУРА
  11. Нашлась подходящая тема.

    В свое время попалась информация, что стихи песни "Бьётся в тёсной печурке огонь" поэта Алексея Суркова были написаны под Москвой в землянке у Захарова Аркадия Арсентьевича, который воевал в составе 2-го батальона 39-й отдельной стрелковой бригады, и позже 9 января 1942-го года освобождал деревню Звягино Осташковского района. С датами у него правда некоторые неувязки.

    Бьется в тесной печурке огонь,
    На поленьях смола, как слеза,
    И поет мне в землянке гармонь
    Про улыбку твою и глаза.

    Про тебя мне шептали кусты
    В белоснежных полях под Москвой.
    Я хочу, чтобы слышала ты,
    Как тоскует мой голос живой.

    Ты сейчас далеко-далеко.
    Между нами снега и снега.
    До тебя мне дойти нелегко,
    А до смерти — четыре шага.

    Пой. гармоника, вьюге назло,
    Заплутавшее счастье зови.
    Мне в холодной землянке тепло
    От моей негасимой любви.

    http://iremember.ru/memoirs/razvedchiki/zakharov-arkadiy-arsentevich/

    В школьные годы я занимался в авиамодельном кружке, потом был членом клуба планеристов при Андижанском аэроклубе, естественно, когда в начале августа 41-го призвали в армию, попросился в авиацию. Меня направили во Фрунзенское авиационное училище (ныне Бишкек), но на медкомиссии забраковали по зрению. Новое направление - в Алма-атинское стрелково-пулемётное училище. Нас готовили по ускоренной программе, потому что началась война, и вместо положенных 2 лет мы должны были проучиться год, после чего в звании лейтенанта нас бы отправили на фронт. Подъем у нас был в 6 утра, мы постоянно занимались тактикой, нас выводили под Алма-атинские горы, где были яблоневые сады. Было тяжело, гоняли вовсю, подготавливали нас капитально, я должен был быть командиром пулеметного взвода, поэтому постоянно таскал знаменитый "Максим" в разобранном состоянии, чаще всего мне приходилось нести станину. В то время кормили нас так, что досыта не наедались, поэтому когда нас выводили в яблоневые сады, то мы в перерывах между занятиями нажимали на яблоки, как раз была осень, их время. Окончить училище мне не пришлось. Враг приближался к Москве. В октябре 1941 года по приказу Верховного главнокомандующего Сталина училище было сформировано в 39-ю отдельную курсантскую стрелковую бригаду, которую направили под Москву. Наш сводный батальон был вооружен в основном обыкновенными "трехлинейками" Мосина, даже у нас, разведчиков, были такие винтовки и гранаты Ф-1, конечно, были и противотанковые гранаты, но я попал в разведку, не было в них необходимости. Дело в том, что мне присвоили звание сержанта и назначили командиром отделения разведки. Винтовки Мосина были для нас очень неудобны, у командира взвода только был автомат ППШ. Нас, разведчиков, поставили на лыжи, но я ведь взрослел в Узбекистане, где снег - настоящая роскошь, мне было тяжело. И сейчас я с благодарностью вспоминаю бойца отделения москвича Виктора Карпухина, который учил командира ходить на лыжах. Бригада стояла во втором эшелоне обороны Москвы в составе 3-й ударной армии, недалеко от нас находилась 9-я гв. Краснознаменная дивизия, под командованием Белобородова А.Л. Как-то нас направили как разведчиков для получения информации в штаб этой дивизии. И в этот период, при ожесточённых боях на Волоколамском шоссе, в штаб дивизии позвонили из 16-й армии (командующий К. Рокоссовский) и сказали, что к нам приедет корреспондент газеты "Красноармейская правда" известный советский поэт Алексей Сурков. Я помню как сейчас, что на наши порядки наступала 10-я немецкая танковая дивизия. Сурков, побывав на передней линии боев, вернувшись в пробитой осколками шинели, просидел всю ночь у солдатской железной печурки в землянке и написал знаменитое стихотворение, которое называлось "Бьётся в тёсной печурке огонь". Позже композитор Константин Листов сочинит музыку, и "В землянке" навсегда войдёт в народную память, как одна из самых трогательных песен Великой Отечественной войны.

    В конце ноября нас, в обход линии фронта, через Ярославль и Рыбинск, перебрасывают на станцию Бологое, которая с двух сторон по Октябрьской железной дороге (Москва - Ленинград) и сверху и снизу была перекрыта немецкими частями. Далее наша бригада маршем прошла к озеру Селигер недалеко от г. Осташков. Задача: по льду перейти ночью через озеро и утром на рассвете 6 декабря 1941 года одновременно с войсками из Подмосковья перейти в наступление у деревни Звягино неподалёку от Осташкова. Радовались мы одному - если бы немец разгадал маневр, он бы нас всех потопил в этом озере, потому что вся бригада шла по нему, мы были бы у врага как на ладони. И мы утром, перед рассветом начали наступление на д. Звягино. Успешно прорвав оборону, наша бригада с успехом преследовала противника до Великих Лук, освободив Адриаполь и Торопец, а также множество мелких населённых пунктов.
    Как немцы строили свою оборону под Москвой?
    - Немцы под Москвой пускали на передовую самые сильные части, они сидели в окопах стойко, поэтому мы предпочитали не лезть под пули, а залечь и стрельбой заставить немцев отступить. Также активно использовали гранаты, у д. Звягино, когда пришлось идти в атаку, на том участке, где было мое отделение, немец не сразу бежал. Если справа уже отогнали, то у нас противник крепко засел. Но так как было темновато, то мы смогли подобраться к немецким окопам и начали забрасывать их гранатами. Каждый кинул по гранате, потом сразу ринулись туда, тут мы много немцев поубивали, которые не успели убежать.

  12. Сказали спасибо: Edward, Ikra, Анатолий, МУРА
  13. Не плачь девчонка, пройдут дожди...



    С ней маршировал в прошлом веке на плацу в Баку.

  14. Аватар для Gary
    Москва, Черемушки.
    Сообщений
    34,891
    Благодарностей: 3656
    Слушаю песни в исполнении хора Сретеского монастыря. Оказывается, многие песни, которые мы знали как революционные, на самом деле написаны "белогвардейскими", а точнее, дореволюционными авторами. Лишь поменяли стихи. Это и "там вдали, за рекой" и "полюшко-поле" и "слушай, товарищ, война началась"... И не только они.
    +

  15. Сказали спасибо: МУРА
Страница 1 из 7 1 2 3 4 5 ... ПоследняяПоследняя